Книга: Кодекс принца. Антихриста. Автор: Нотомб Амели. Издательство: Азбука. 2014 год. ISBN: 978-5-389-07882-6
Жизнь заурядного парижского клерка Батиста Бордава течет размеренно и однообразно. Собственное существование кажется ему бессмысленным. Но однажды на пороге его дома появляется незнакомец: он просит сделать всего один звонок по телефону — и внезапно умирает. И тут Батист Бордав понимает, что ему предоставляется уникальный шанс — занять место покойного и навсегда изменить свою серую жизнь. Однако он даже не подозревает, что его ждет…
Лихо закрученный, почти детективный сюжет «Антихристы» рождает множество ассоциаций — от Библии до «Тартюфа». И вся эта тяжелая артиллерия пущена в ход ради победы девочки-подростка над пронырливой подругой, постепенно захватывающей ее жизненное пространство. А заодно — и над самой собой, над своими иллюзиями и искушениями.
Лучшая цена – 273.00
МагазинСтатусЦена
Издательство
Азбука
Серия издания
Азбука - бестселлер (мини)
ISBN
978-5-389-07882-6, 5-389-07882-9
Год
Штрихкод
9785389078826

Серия «Азбука - бестселлер (мини)»

Одетта. Восемь историй о любви
Словарь имен собственных. Метафизика труб
По следу Сезанна
Ночь огня
Спаси нас, Мария Монтанелли
Яд любви

Автор: Нотомб Амели

Антихриста
Антихриста: Роман
Токийская невеста
Серная кислота; Дневник Ласточки
Токийская невеста
Страх и трепет

Отзывы

// 22 мая 2015, 17:46

Амели Нотомб. «Антихриста»

ПЕСЧИНКА

Моё знакомство с творчеством бельгийской писательницы Амели Нотомб началось в прошлом году с книги «Антихриста». Книга мне понравилась, и я заинтересовалась автором.

Проведя маленькое расследование, вот что я узнала. Детство писательницы наложило значительный отпечаток на её творчество. А детство это было необычным: Амели удалось пожить в Китае, Лаосе, Бангладеш, Бирме, США, и в Японии, где она и родилась. Жизненный опыт, полученный писательницей в детстве, отражён, например, в прочитанных мною романах «Любовный саботаж», «Токийская невеста», «Страх и трепет». Эти романы можно назвать автобиографическими. Для Амели переходный возраст — источник самых невероятных сюжетных построений и философских выводов.

В романе «Антихриста» переживания и жизнь писательницы в детские годы стали материалом создания образа главной героини. Бланш — студентка социологического факультета, «песчинка» или мышка, как она сама называет себя.

Девушка терзается одиночеством, потому что не может почувствовать себя полноценной личностью в компании сверстников. «Никто не видел меня изнутри и не подозревал, какая я счастливая, — никто, кроме меня, ну и отлично. Незаметность была мне только на руку, — никто зато и не мешал читать сколько влезет», — так Бланш говорит о своём одиночестве после того, как провела время в компании однокурсников. Чтение — любимое занятие героини, её страсть, увлечение, которому она и посвящает всё свободное время.

Но неожиданно в её жизнь врывается Христа, ослепительная на первый взгляд, всех покоряющая девушка из восточных кантонов Бельгии. Общительная, весёлая и жизнерадостная, умная, — Христа производит впечатление на Бланш, вызывая жгучее желание подружиться с ней.

Образ Христы Билдунг — особый, так как в нем воплощены черты библейских персонажей — Иуды и Антихриста. Христа — сильная, наглая, развязная, физически привлекательная девчонка, что и притягивает к ней как её однокурсников, так и Бланш. Христа сильна своей бестактностью и самолюбием, такому человеку непременно требуется самоутверждение за чей-то счёт. Поставив Бланш в неловкое положение, Христа перекладывает на нее свою собственную вину: «Я ради неё из кожи вон лезу, а она не желает рта раскрыть и смывается, плевать ей на всех!»

В целом роман «Антихриста» посвящен проблеме недостатка любви как со стороны окружающих, так и по отношению к себе. Например, в книге показано явное пренебрежение родителей своим чадом. Например, родители Бланш постоянно сравнивают свою дочь с Христой: «Да что ты жмёшся! Твоя подруга держалась передо мной совершенно естественно, и правильно делала! Было бы отлично, если бы она могла и тебя излечить от твоей болезненной стеснительности», «вот-вот. И это не единственное, в чём она могла бы послужить тебе примером!». В этих словах родителей выражается неприятие Бланш — их родной дочери! — такой, какая она есть.

Отношение Бланш к самой себе не в пример хуже: «Пусть она пошлая кривляка, тебе всё равно хотелось бы быть на её месте. Её любят, у неё уже есть опыт, а ты рохля, и с тобой ничего такого не случится». Эти слова раскрывают позицию девушки по отношению к себе: она себя явно не ценит. Христа же очень любит использовать эту слабость подруги: она унижает Бланш перед своими «друзьями», самоутверждаясь за её счёт. А это ещё больше усугубляет положение Бланш: она чувствует себя униженной, и более того, во всём обязанной Христе, которая только и занимается строительством культа собственной личности.

Отсюда вывод: родители, прислушивайтесь к своим детям и не пренебрегайте ими, Амели Нотомб показала, что происходит с детьми в противном случае!

По мере развития событий Бланш делает самые разнообразные выводы, заключения, предположения. В течение всего повествования она называет Христу по разному: «блудная дочь», «интриганка», и, наконец, Антихриста, змий, так как Христа пыталась отнять у неё все её радости.

Христа не раз пробовала искусить Бланш, приводя её на пьяные студенческие вечеринки, предлагая ей выпивку и флирт с молодыми людьми… Однако Бланш не сдаётся: она учится одерживать верх над коварной подругой, а заодно ищет своё место в мире. У Амели Нотомб можно найти много похожих ситуаций, например, в автобиографическом романе «Любовный саботаж».

Христа, выступающая в роли Антихриста в сознании Бланш, делает всё для поверхностного блага «подружки»: водит на студенческие сборища, знакомит со своими друзьями, поселяется у неё дома, при этом завладевая не только её душой, но и душами её родителей. Мне глубоко противны герои, подобные Христе, все мои симпатии, конечно же, на стороне Бланш, которая пытается сохранить себя, сопротивляясь сомнительной подруге.

Встреча Бланш с Антихристой закончилась не дружбой, а провалом; за первым поражением Бланш последовало стремительное, сокрушительное падение Антихристы, вечно завидующей подруге и унижающей её при каждом удобном случае. В конце книги Бланш решила покончить с этим: прочитав роман Бернаноса «Обман», она обратила главное оружие Христы — принцип «равнодушия к добру и злу» — против своей поработительницы.

Роман «Антихриста» посвящен теме подчинения слабых, отрезанных от общества людей, подобных Бланш, сильными личностями, такими как Христа. Вместе с тем он рассказывает нам о личных проблемах современных подростков.

Лично мне книга очень понравилась, так что советую заглянуть в неё потенциальным читателям, в особенности, подросткам шестнадцати лет и их родителям. Подросткам роман поможет в решении проблем, возникающих у них на пороге взрослой жизни, а родители, может быть, будут лучше понимать своих детей.

// 19 ноября 2014, 19:13

Весьма странные произведения.

Это было мое первое знакомство с Амели Нотомб. Думаю, что на этом я и остановлюсь.

Пара слов об издании: красивая обложка и такая же суперобложка, тонированный срез страниц, бумага, тоньше обычной — книга оформлена со вкусом, ее приятно держать в руках. Я получила удовольствие уже от самого факта обладания ею)

А вот содержание не доставило мне такой радости. Я бы назвала такую литературу «интеллектуальной» потому, что здесь все от ума и ничего от души. Странные, невыразительные герои, еще более странные обстоятельства и совсем уж странное поведение в заданной ситуации. Для Нотомб эти герои — совершенно чужие люди, она за ними наблюдает, препарирует их, но не испытывает к ним никаких чувств. Я хочу сопереживать героям, жить их жизнью, возмущаться и умиляться, любить одних, ненавидеть других — главное, не оставаться равнодушной. А здесь это невозможно, так как вместо людей — плоские фигурки из бумаги.

Приобрела я книгу из-за «Антихристы» — почему-то меня зацепила аннотация, и захотелось прочитать именно ее. Сюжет более-менее жизненный, хотя и доведен до предела разумного. Местами напоминает что-то из собственной жизни, так как все мы вышли из школы и отношения там складывались по-разному. Но вот концовка меня озадачила. Ради чего огород городили? И девочка, и ее родители утерлись и решили помалкивать, а то вдруг… А что вдруг-то? Куда дальше-то ехать? И уж совсем диким поступком выглядел поцелуй с Христой перед всем классом. Что она этим хотела доказать или показать? Подтвердить, что Христа не зря на нее наговаривает и она действительно лесби? Без внятного финала книга теряет всякий смысл.

Но если в «Антихристе» все же есть некое правдоподобие, хотя ситуация и утрирована до предела, то «Кодекс принца» — это просто абсурд. Совершенно ни на чем не основанное поведение героев меня угнетает. И, как следствие, я не верю в эту историю. Дело не в том, могло такое произойти в жизни или нет. Пусть это будет совершенная фантастика, но поступки героев должны быть объяснимы и понятны. Иначе мне неинтересно. «Кодекс принца» — пустышка, ничего не дающая ни уму, ни душе.

Радует только одно — произведения очень лаконичные и на всю книгу я потратила от силы четыре часа. Рекомендовать к прочтению не возьмусь, возможно другие романы Нотомб интереснее. Но, боюсь, я этого уже не узнаю)

Спасибо! Ваш отзыв будет опубликован после проверки.