Одна из основополагающих работ Эриха Фромма — «Бегство от свободы» — посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.
«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода — заветная цель, а для других — угроза?».
«Не существует ли — кроме врожденного стремления к свободе — и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»
Перевод с английского А. Лактионова.

Доступна в электронном виде

Скачать книгу «Анатомия человеческой деструктивности»

Проверить наличие
МагазинСтатусЦена
Серия издания
Philosophy
ISBN
978-5-403-00497-8, 5-403-00497-1, 978-5-403-00400-8, 5-403-00400-9, 978-5-403-00382-7, 5-403-00382-7, 978-5-271-28390-1, 5-271-28390-9, 978-5-271-28389-5, 5-271-28389-5, 978-5-17-067804-4, 5-17-067804-5, 978-5-17-067803-7, 5-17-067803-7, 978-5-17-066537-2, 5-17-066537-7, 978-5-17-066520-4, 5-17-066520-2, 978-5-17-057714-9, 5-17-057714-1, 978-5-17-057712-5, 5-17-057712-5, 978-5-17-057711-8, 5-17-057711-7, 978-5-17-023209-3, 5-17-023209-8
Год
Переплет
твердый
Формат
84x108/32
Тираж
5000 экз.
Штрихкод
9785403004978, 9785403004008, 9785403003827, 9785271283901, 9785271283895, 9785170678044, 9785170678037, 9785170665372, 9785170665204, 9785170577149, 9785170577125, 9785170577118, 9785170232093

Серия «Philosophy»

История безумия в классическую эпоху
Годы решений. Германия и всемирно-историческое развитие
Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти
Человек для самого себя. Революция надежды. Душа человека
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
Смысл жизни

Автор: Фромм Э.

О неповиновении и другие эссе
Искусство любить
Человек для себя
Искусство быть
Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния
Дзен-буддизм и психоанализ

Отзывы

// 8 ноября 2017, 14:15

Прекрасная книга! Доступно описана и заставляет задуматься, в том числе, и о себе.

Массам не нужна свобода. Свобода — это необходимость думать и выбирать. Выбор — это всегда сомнения. Сомнения — это всегда тревога и неуверенность. А зачем мозгу тревога и неуверенность. Поэтому проще переложить ответственность на что-то внешнее. Например, на диктатора, или на бога, или на общественное мнение. Интересна также глава про нацизм, почему он так хорошо лег на людей того времени в Германии. Познавательно было узнать, чем средний класс в прежние времена отличается от современного среднего класса. Также неплохо описано, что реализует человек за счет славы и известности.

// 7 апреля 2017, 3:07

Моя оценка этой книги варьируется от одной главы к другой. Первые главы, объясняют попытки лютеранства и кальвинизма заполнить пустоту, образовавшуюся во время ранней эпохи капитализма. В те времена, человек был более свободным, но и более изолированным. Поэтому, решение, предложенное, протестантизмом включало в себя полное подчинение Богу и работу в качестве средства поиска знака спасения. Это заложило основу для нездоровой психики представления или доминирования в качестве панацеи для изоляции и одиночества в современном обществе.

Средняя часть книги, где Фромм анализирует современное общество, является не совсем оригинальной (возможно, потому, что его аргумент был настолько популярен, что я прошла через него множество раз) и содержит повторы. (Слова изоляция, бессилие были использованы три раза на одной странице, что делает их очень незначительными). В главе о психологии фашизма, его замечание, что «на самом деле, некоторые особенности были характерны для среднего класса: их любовь власти, их ненависть к слабым, их мелочность, их враждебность» было весьма необоснованным и произвольным.

Последняя глава о демократии и свободе была лучшей. Я не ожидала, что Фромм настолько точно сможет описать плачевное состояние современного человека, сочетающее в себе свободу и одновременно чувство тревоги.

// 14 января 2017, 22:41

Неплохо, советую прочитать и вникнуть что говорится в этой книге. Достаточно трудно для чтения и осознания всего материала эта книга, но она несёт ряд нужных позиций для крепкого формирования личности.

// 3 января 2017, 22:51

Одна из лучших книг. Здесь содержатся ответы на многие жизненные вопросы, открывающие нам глаза, но новую реальность вокруг нас. Изложение очень понятное и доходчивое. Обязательна к прочтению!

// 21 декабря 2016, 23:06

Я не знаю как ему удалось, но он в точности описал то что происходит сейчас в мире. Гений психоанализа, читаешь и понимаешь что готова порвать книгу потому что узнаешь себя. Это трындец, товарищи.

// 12 ноября 2016, 15:09

Совершенно удивительная книга, которая подходит к теме любви совсем не с того ракурса, в котором мы привыкли её наблюдать, и является квинтэссенцией всех работ Фромма — его ответом проблемам современного ему общества, темам несвободы, несчастья, одиночества. Его ответ — это, конечно, любовь: не только любовь плотская, романтическая, но и любовь к Богу, любовь к своей семье, и, наконец, любовь к самому себе. Потому что человек, не любящий самого себя, не сможет полюбить других. И, конечно, искусство любить не надо нам с рождения — ему, как любому другому в жизни, нужно учиться. И как настоящий учёный, Фромм скрупулезно подходит к этому вопросу.

Книга не поможет вам «познать» любовь в ту же секунду — Эрих Фромм видный социальный психолог 20-го века, а не современный шарлатан. Но произведение даёт подсказки, направляет в нужном направлении, на котором мы однажды сможем встретить и полюбить самих себя.

Добавлю, что произведение самодостаточно, но лучше читается и воспринимается в сумме с другими работами Фромма — «Бегство от свободы», «Человек для самого себя» — так как, фактически, «Искусство любить» даёт ответ на вопросы, поставленные в этих произведениях.

Крайне рекомендую. Очень свежий взгляд и очень тёплая книга, от себя оставляет ощущение спокойствия и новоприобретенной гармонии с миром.

// 4 ноября 2016, 23:08

Отличная книга, истина, которую нужно прививать детям с самого начала ! Написано легко и просто, на одном дыхании прочитала

// 31 декабря 2015, 18:39

Хорошая книга

Если кажется, что в жизни не хватает любви, можно почитать эту книгу. Любви от нее, конечно, больше не станет, но зато возможно станет ясно, почему ее не хватает.

Нужно еще раз перечитать, т.к. местами сложно понять мысли столь образованного человека.

// 8 декабря 2014, 11:08

Эрик Фромм покоряет меня стилем изложения и злободневностью поставленных проблем. Если Вы интересуетесь социальными проблемами и истоками их возникновения, книги Фромма помогут в их осмыслении. Я советую начать изучать его книги именно с «Душа человека». Язык очень понятный, много примеров и образов создает автор. После прочтения возникает желание продолжать читать и другие его книги: «Иметь или быть», «Искусство любить», «Человек для самого себя», «Здоровое общество» и др.

// 23 августа 2014, 8:04

Бегство от свободы — бегство от себя?!

Прочтение книги Эриха Фромма представляет сложный, но весьма интересный процесс. По мере углубления в сложные переплетения мыслей автора, как в дремучем лесу, постепенно становится светлее по мере понимания глобального смысла: книга обо всех нас.

Книга «Бегство от свободы» изобилует рассуждениями на самые разные темы: от пути человека как индивидуальности, с постижением своего предназначения, до смысла садо-мазохистических отношений в семье и на работе. Его мысли о сущности нацизма, высказанные в 1941 году, сохраняют актуальность по сей день, когда мы наблюдаем столкновение лбами некогда братских народов, исторически живших на сопредельных территориях. Интересны также рассуждения, касающиеся особенностей воздействия рекламы на умы потребителей, что по-прежнему способствует экономическому росту компаний, а также лишает человека возможности рассуждать при выборе нового приобретения, усиливая его чувственное восприятие.

Когда начинаешь читать книгу Фромма, поражает полет мысли и индукционный склад повествования: от общего к частному. Получив ответный камертон своих переживаний, пробираясь через толщу мыслей-деревьев, ты выходишь на свет понимания многих вещей, о которых не думал раньше настолько глубоко.

// 2 апреля 2014, 22:02

Читать интересно, хоть и немного сложно для моего понимания. Перечитывала второй раз через пару лет и по-новому поняла то, что уже однажды читала. Почерпнула для себя много всего интересного.

Об издании. Текст крупный, хорошо читается, краска не размазывается.

// 26 декабря 2013, 9:47

Замечательная книга

Эта книга написана простым и понятным языком о вопросах на первый взгляд очень простых и при этом очень сложных. Кажется, каждый из нас знает, что такое любовь и искренне проявляет ее по отношению к родным и близким людям. Но почему-то часто мы слышим в ответ на наши слова и действия «Ты меня не любишь, ты меня не понимаешь…» и теряемся в догадках, почему это происходит. Книга дала мне ответы на многие жизненные вопросы, стали понятны мотивы поведения других по отношению ко мне и помогла лучше разобраться в своих чувствах. Считаю, что книга Э. Фромма — замечательный попутчик в увлекательном и интересном путешествии под названием «жизнь».

// 13 ноября 2012, 2:55

О книге.

Это по настоящему стоящая книга. Она проведет читателя, на мой взгляд по самому важному умению человека, умению любить.

Если внимательно прочитать оглавление, то станет ясно, что автор указывает сперва на объяснения понятия любви и пытается донести до читателя о том какая бывает любовь, а затем дает подсказки (я бы даже сказал инструменты) для того, чтобы человек начал творить любовь.

В книге читателю объясняется, проблемы современной любви, о том что люди больше озабочены тем, что любят их или нет, а не о том как любить самому. Тем самым доказывая, что любовь это прежде всего действие, а не бездействие.

Мне очень понравилась часть, где Эрих Фромм говорит о материнской и отцовской любви. Человек читая эту главу, возможно, начинает вспоминать картины из своего детства и/или отрочества. Думая о том правильно ли поступали его мать и отец в процессе его воспитания, наверное тут стоит почерпнуть уроки того как надо воспитывать своих детей. Касаясь любви к Богу он не оставит верующего человека равнодушным и послужит хорошей пищей для мозга и размышлений.

Спасибо автору, что он не прошел мимо практики любви. О том как человек может этому научиться. Уверен, что я еще не раз прочту эту главу в поисках совершенства.

Конечно дорогой читатель, будучи правильно прочитанной и примененной в жизни, эта книга поможет Вам стать по настоящему счастливым, поможет улучшить отношения в семье в целом (отец, мама, братья и сестра и пр.), с детьми, с супругой/супругом. Главное помнить, что это непрерывный процесс в жизни каждого из нас.

Надеюсь эта книга поможет Вам дорогой читатель разобраться и понять себя чуть больше! Успеха и любви Вам!

// 17 октября 2012

То, что работы Эриха Фромма актуальны и будут оставаться такими еще долго — бесспорно. «Иметь или быть» — это исследования вопроса о содержании человеческой жизни, вопроса, который еще нескоро будет решен нашим обществом. Проводя исторические параллели с религиозными мировоззрениями (в частности, христианством и иудаизмом); анализируя общественно-экономические уклады (капитализм, социализм, коммунизм) и труды некоторых талантливейших философов и общественных деятелей Фромм пытается оценить ситуацию «бытия и обладания», ее истоки и перспективы в современном ему Западном мире (в т.ч. США). И приходит к не самым утешительным выводам. В нашем с вами обществе тенденции изменились не сильно и модус обладания пронизывает все сферы жизни. Однако, мы неизбежно подходим к этапу, когда вынуждены будем осознать все провальные последствия жажды обладания и все потери отказа от истинного проживания своих жизней. Общество стоит на пороге коренных перемен, необходимости находить новые пути самоорганизации и процесс уравновешивания этих двух модальностей — обладания и бытия — вряд ли окажется быстрым и легким. Это повлечет за собой глобальную смену ценностей и ориентиров, о чем Фромм неоднократно упоминает в работе и предлагает свой путь развития. Его план несколько утопичен, но он несет в себе все основные ценности, которые утверждают гуманисты в общественном сознании и которые, встречая на пути огромное полубессознательное сопротивление, все же укореняются в нем. Я бы рекомендовала эту книгу всем, кто неравнодушен к истории развития человеческого общества и сознания, культурным, политическим и социальным процессам, которые сейчас происходят, а также тем, кто неравнодушен к содержанию и полноте собственной жизни. Как и любая хорошая книга, ответов она не дает, но иногда сами вопросы важнее.

// 4 сентября 2012, 21:18

Напоминание о самом главном

Книга, которую посоветовал прочитать мне мой друг, оказалась одной из моих любимых. В самом начале Фромм отмечает, что его произведение не есть инструкция по применению в жизни, а попытка осветить предпосылки к искусству любить. Что самое удивительное, так это то, что по-сути книга не открывает какие-то истины, а пытается напомнить о них. Ты понимаешь, что о многом рассказанном ты думал, но, может, не мог сформулировать для себя. Истины, оказавшиеся затертыми обыденностью и ложными ценностями, навязываемыми обществом, — о которых не надо забывать.

Огромное спасибо автору и порталу ЛитРес, позволившему познакомиться с этим чудесным произведением.

// 10 мая 2012

Эрих Фромм начинает исследование души человека через призму власти и подчинения. Он углубляется в мотивы поведения человека стремящегося властвовать над окружающими, а также тех, кто им подчиняется. Стремление властвовать «плавно» перетекает в насилие. Автор останавливается на некоторых его видах. Мне всегда было интересно какие психологические мотивы лежат в основе войн. Оказывается, что большинство людей в цивилизованных странах не позволяет склонить себя к убийству и смерти, если предварительно их не убедить, что делают это для защиты своей жизни и свободы; как легко убедить миллионы людей в том, что им якобы угрожает опасность нападения и поэтому они должны себя защищать. В свое время это и еще некоторые другие тонкости влияния на человеческие умы использовал Гитлер, который был экстремально нарциссичным человеком. Он, вероятно, заболел бы ярко выраженным психозом, если бы ему не удалось побудить миллионы людей поверить в образ, который он сам себе создал, всерьез воспринять его высокопарные фантазии о тысячелетней империи и если бы ему не удалось переделать действительность таким образом, что его приверженцы могли считать это доказательством его правоты. В этой книге интересны размышления и разбор такой проблемы как свобода выбора: она есть (свобода) или нет — вот в чем вопрос, который интересовал не одно поколение философов. В целом мне книга понравилась во всех аспектах аргументированных доказательствах. Единственное, что мне не понравилось (наверное здесь сыграл свою роль тот факт, что Фромм перед Второй Мировой войной эмигрировал в Соединенные Штаты), что автор победу в этой войне «приписал» США, оставив нам лишь козырь - сурового климата: «…Гитлер переоценил силы Германии и недооценил не только мощь Соединенных штатов, но и русскую зиму…»

// 15 февраля 2012

Главный инструмент анализа, которым пользовался Фромм при написании этой книги было противопоставление: волки и овцы, мертвое и живое. индивидуальное и общественное. Таким образом, автор раскрывает для читателя душу человека через сравнение, использую также при этом и характерные примеры из истории. Книга читается очень легко и написана просто и доходчиво. Можно соглашаться или нет с позицией автора, однако, его мысль в любом случае будет понятна читателю.

// 7 февраля 2012, 23:51

Своего рода, заветная книга.
Душа описана с такой нежностью и верой в ее неизмеримые возможности, что после прочтения хочется начать жить совсем по-другому — проще, чище и правильней в фроммовском смысле слова — биофильно.
Лучшее чтение для тех, кто обнаружил в себе то редкое метафизическое являение под названием — душа

// 10 января 2012

Мы часто приходим с работы, и начинаем в кругу родных критиковать действия своего начальника: «Да, если б я был на его месте, то…» Нам часто кажется, что имея власть, мы распорядились ею куда правильней и эффективней. Однако, когда нам предоставляется возможность быть свободным от давления сверху, когда мы сами должны принимать решения, но впоследствии сами должны и отвечать за это, то наши пылкие слова превращаются. превращаются слова… в отнюдь неэлегантный ступор… Над этим и другими не менее интересными вопросами можно задуматься, читая эту книгу. Если у вас есть время на философские размышления, и если у вас есть желание к саморазвитию, то непременно советую прочесть эту книгу. Признаюсь, что начала ее читать «из под палки», т.к. она была заложена в обязательную программу литературы в ВУЗе, но прочла ее от корки до корки взахлеб!

// 6 октября 2011, 9:28

Любопытная книга. Она подойдет практикующим и начинающим психологам.

В настоящее время значение снов сильно недооценивается. Уже никто не относится к толкованию снов с тем трепетом и внимательностью как несколько тысяч лет назад.
Раньше способность толковать сны приравнивалась к грамоте, сегодня многие считают, что сны не несут никакой смысловой нагрузки.
Значение снов до конца не изучено, есть только гипотезы их возникновения, но то, что они имеют важное значение для человека — это факт.

Одним из первых серьезно к анализу снов подошел З. Фрейд. Он создал довольно любопытную теорию. В данной книге Э. Фромм приводит еще несколько теорий толкования снов, а также указывает свои взгляды в отношении толкования снов.
Местами книга несколько скучновата, приводятся примеры снов и их толкование, подобное чтение быстро утомляет. Но в целом книга может дать хотя бы какое то понимание снов.

Прочитав книгу вы не станете великим толкователем снов или психоаналитиком, но понять суть некоторых своих снов будет возможно. Книга проливает свет на многие тайны нашего подсознания.

Интересная и познавательная книга.

// 29 марта 2011, 13:09

Во-первых, книга состоит из двух частей-книг (хотя на обложке указана только одна!):
1. Забытый язык: Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. (Пер. с англ. Э. Телятниковой).
2. Иметь или быть. (Пер. с нем.Э.Телятниковой).
Во-вторых, честно говоря, перевод оставляет желать лучшего (и не без орфографических и стилистических ошибок). Конечно, хорошо, что книга переиздана на русском «АСТ"ом, но издание далеко не академическое.
Примечания есть только ко второй книжке, увы, хотя не помешало бы редакторам объяснить кое-что и из первой, изданию от этого хуже бы не было. Список литературы заканчивается на букве «М» (опять-таки, у «Иметь или быть»), конечно, творения Маркса в него попали, а вот что сталось с другой библиографией — секрет.
В общем, оформление вызывает вопросы, но содержание может частично компенсировать «причинённые неудобства». Книга актуальна как никогда, прочитать стОит.

// 6 марта 2011, 22:04

Превосходная книга.
Книга рассматривает психику современного человека, проблемы взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего развития. Но в основном она сконцентрирована на значении свободы для современного человека.

Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремление к тревоге, его страсти и раздумья и т. д. Но для понимания динамики общего развития, мы должны понимать динамику психологических процессов, проходящих внутри индивида, точно так же как для понимания индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он живет. Доиндивидуалистическое общество ограничивала человека, но в это же время гарантировала безопасность и покой, и получив свободу, человека охватила тревога, хотя он приобрел независимость и рациональность, свобода также по словам Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой зависимости либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на индивидуальности и повторяемости каждого.

Фромм подчеркивает, что в этой книге скорее диагноз и анализ, чем прогноз и решение проблемы и этими исследованиями Эрих Фромм пытается уточнить направление необходимых действий, т.к. выяснение причин тоталитарного бегства от свободы является предпосылкой любого действия направленного к победе над силами тоталитаризма.

Здесь также говорится, что об анализе феномена человеческого беспокойства, вызванный распадом средневекового мира, чувствовал себя уверенно. После столетий борьбы человек смог создать материальные удобства, создать демократическое общество и недавно сумел защитить его от тоталитаризма и его угроз. Но он еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу диктаторам или совсем потерять ее, стать частью машины, которой управляет тоталитаризм, не свободным человеком, а в беспрекословную машину. Он проводит параллель, сравнивая причины вызывающие у человека страх перед свободой с 25-летней давности и делает вывод, что они значительно возросли и важнейшим событием было открытие атомной энергии и возможность ее применения в качестве орудия уничтожения. Вместе с ядерной революцией развивается революция кибернетическая и тут человека заменяет гигантские установки, компьютеры (думающие и вычисляющие намного быстрее), вследствие этого человек становится не нужен — увеличивается опасность демографического взрыва.

Т. е. за минувшие 20 лет когда была написана 1-я книга, выросли гигантские силы, угрожающие выживанию человеческого ряда, и отсюда ценность и стремление к бегству от свободы. Но и произошли не менее важные события: исчезли диктатура Гитлера и Сталина.

В этой главе говорится о том, что выросла важность осознания индивидуальных и социальных реалий. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человеку невыносимо, что он предоставлен собственным силам, что он сам должен придать смысл совей жизни, а не получить ее от какой-нибудь высшей силы, к вывод — людям нужны идолы, легенды, мифы. Отсюда возникает вопрос как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интелектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?

Поэтому есть нужда в развитии научной, динамической социальной психологии. Прогресс социальной психологии необходим, чтобы противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

// 6 марта 2011, 21:56

Во сне мы как бы бодрствуем, находясь в иной форме существования. Мы видим сны, создаем в своем воображении истории, никогда не происходившие наяву и порой даже ни на что не похожие. Порой мы видим себя героями, порой негодяями; иногда нам являются прекрасные видения, и мы испытываем ощущение счастья; часто нас охватывает жуткий страх. Но какова бы ни была наша роль, это наш сон, мы его авторы, мы создали этот сюжет.

Большинство сновидений имеет одну общую особенность: они не следуют законам логики, которым подчинено наше бодрствующее сознание. Категории времени и пространства теряют свое значение. Мы видим живыми людей, которые уже умерли; мы являемся свидетелями событий, случившихся много лет назад. Два события, происходящие одновременно во сне, возможно, наяву не могли бы иметь место в одно и то же время. Так же мало мы обращаем внимания на законы пространства. Мы без труда мгновенно перемещаемся на дальнее расстояние или можем находиться одновременно в двух местах; во сне два разных человека могут соединяться в одном лице, и один человек может внезапно превратиться в другого. Во сне мы поистине творим мир, где утрачивают власть ограничения времени и пространства, которые определяют нашу деятельность в состоянии бодрствования.

Для сновидений характерна еще одна необычная особенность. Мы думаем о событиях и людях, о которых много лет не вспоминали и наяву, может быть, так бы и не вспомнили. Во сне они вдруг предстают старыми знакомыми, о которых мы часто думаем. В той, другой, ночной жизни мы словно открываем какой-то огромный запас опыта и воспоминаний, о существовании которого и не подозревали днем.

// 6 марта 2011, 21:52

Работа Э. Фромма, посвященная анализу ‘бытия' и ‘обладания' как фундаментальных способов человеческого существования (категория ‘бытие' используется Фроммом как психологическая и антропологическая, а не как метафизическая). Фромм расценивает состояние современной цивилизации как предкатастрофическое. ‘Большие Надежды' на достижение личных и общественных благ, присущие техногенной цивилизации, по мнению Фромма, не оправдались, а человечество оказалось на грани самоуничтожения. Фромм полагает, что причины кризисных явлений кроются в специфике капиталистического общества. Капиталистическая экономическая система, по Фромму, руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. В результате социально-экономические условия капитализма формируют адаптированного к ним индивида — эгоистичного, себялюбивого и алчного. Согласно Фромму, черты характера человека, порожденного социо-экономической системой капитализма, являются патогенными и в результате формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Фромм утверждает, что единственным способом избежать глобальной катастрофы является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Проблему реализации гуманистических альтернатив Фромм связывает с необходимостью глубоких изменений в человеческом характере. Различия в индивидуальных характерах людей и в типах социального характера связываются им с преобладанием одного из двух основных способов существования человека — ‘обладания' либо ‘бытия'. При существовании по принципу ‘обладания' отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении превратить все и всех, в том числе самого себя, в свою собственность. В ‘бытии' как способе существования Фромм выделяет две формы; одна из них противополагается ‘обладанию' и означает жизнелюбие и подлинную причастность к существующему. Другая форма ‘бытия' есть противоположность видимости и относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи. Реализация принципов ‘бытия' и ‘обладания' рассматривается Фроммом на примерах ряда явлений повседневной жизни: обучения, памяти, беседы, чтения, власти, знания, веры, любви. Общими признаками ‘обладания', с точки зрения Фромма, являются косность, стереотипность, поверхностность; ‘бытия' — активность, творчество, заинтересованность. Фромм приходит к выводу, что в современном обществе, ориентированном на ценности потребления и на получение прибыли, доминирует модус ‘обладания'. Одним из симптомов этого, но его мнению, является злоупотребление в речевой практике глаголом ‘иметь'. Природа ‘обладания' рассматривается Фроммом как обусловленная природой частной собственности. Модус ‘обладания' определяется доминированием установки на приобретение собственности и неограниченное право сохранять все приобретенное. Собственнические чувства и ценности приобретательства при этом распространяются, по мысли Фромма, на вещи, других людей, собственное ‘Я', идеи, убеждения и даже привычки. Данный способ существования формируется как результат социальной репрессивности по отношению сначала к ребенку, а затем ко взрослому человеку. В ходе индивидуального развития истинные желания и интересы человека, его личная воля замещаются теми, которые навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. При установке на обладание счастье состоит в ощущении превосходства над другими, во власти, в способности применять насилие. Фромм полагает, что усилению ориентации на обладание способствуют язык, создающий иллюзию постоянства объектов, и биологически обусловленное желание жить, порождающее потребность в суррогатах бессмертия — славе и передаваемой по наследству собственности. Основной характеристикой модуса ‘бытия' полагается внутренняя активность, продуктивное использование собственных потенций. Такая активность реализуется, по Фромму, в проявлении всех собственных способностей, дарований, в заинтересованности миром, в преодолении рамок собственного изолированного ‘Я'. Счастьем при установке на ‘бытие' являются любовь, забота о других, самопожертвование. В структуре ‘бытия' доминирует живой невыразимый опыт, живое и продуктивное мышление. И ‘бытие', и ‘обладание' являются, по убеждению Фромма, потенциальными возможностями человеческой природы. ‘Обладание' Фромм считает основанным в конечном счете на биологической потребности в самосохранении. ‘Бытие' же связано со спецификой человеческого существования, с внутренне присущей человеку потребностью в преодолении одиночества посредством единения с другими людьми. Обе эти потенциальные возможности живут в каждом человеке; доминирование одной из них зависит от социальной структуры, ее ценностей и норм. Используя понятие ‘религия' для обозначения любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит схемой ориентации для индивида и объектом его поклонения, Фромм полагает ее укорененной в специфической структуре характера данного человека и в социальном характере. ‘Религиозные' потребности, по Фромму, имманентно присущи человеку, коренясь в основных условиях существования человеческого вида. Их возникновение связано с утратой способности действовать под влиянием инстинктов и наличием разума, самосознания и воображения. Специфика человеческого существования порождает потребность в формировании картины мира и места в нем индивида, а также в позволяющем интегрировать усилия в определенном направлении объекте поклонения. При этом глубинные мотивации поведения нередко не соответствуют декларируемым ценностям, и сам индивид даже не осознает, что же реально является объектом его личного поклонения.

// 25 января 2011, 8:18

Мне книга показалась как раз довольно логичной и цельной. Риша не права, когда говорит, что автор притягивает за уши «множество» легкоопровергаемых утверждений. Наоборот, на довольно обширном материале (включая, например, мифы или жизненные ситуации) Фромм показывает правильность и простую истинность своих суждений.
Рекомендую читать все произведения Фромма — будете жить проще и счастливее.

// 19 января 2011, 0:41

Вот за что я люблю современных американских авторов, так это за простоту изложения, за отсутствие скрытых подтекстов, сравнений, непонятных терминов, как в той же русской литературе, особенно философской. Можно сказать, что главный плюс американской литературы это вседоступность.

И книга Эриха Фромма «Искусство любить» не исключение.

Все повествование автор строит вокруг любви как парадигмы жизни. Он исходит из мысли, что любой индивид одинок и стремится разделить это одиночество одим из 4 способов: оргиастический (психотропный) способ, используя который можно ненадолго избавиться от одиночества; Способ единения с толпой; творчество и, наконец, любовь. Все вышеперечисленные способы, кроме последнего, касаются только самого индивида, в то время как последний способ, то бишь любовь, является непремнно действием, затрагивающим двух или более людей. Именно в любви, мне кажется, Фромм видит спасительный огонек выводящий из тьмы одиночества.

Любовь — это взаимопожертвование, взаимоотдача. Главное слово в любви — давать. Я тебе даю и не жду ничего взамен. Противоположностью любви, ее антиподом, Фромм считает так называемые симбиотические состояния, не «истинную любовь», когда индивид не может жить без объекта своего обожания. Такое состояние ведет, по мнению Фромма и моему тоже, к замене своего эго на эго объекта «любви». Такое состояние можно сравнить с наркозависимостью, печальные последствия которого всем известны.

Не совсем понятно разделение на отцовскую и материнскую любовь. По Фромму материнская любовь является константой, ее нельзя заслужить или лишится. Она безусловна. Отцовская любовь полностью противоположна материнской, её нужно добиваться. Я, конечно, профан в этом вопросе, но на мой взгляд отцовская любовь также безусловна, как и материнская. Согласитесь, трудно себе представить, что отец любит своего сына или дочь только из-за ожидания выполнения возложенных на них своих планов и их достижений. Получается, что отец видит в этом беспомощном комочке будующего директора или еще кого подобного и только из-за этого испытывает чувство любви??! Не ужели если его чадо не добьётся успехов в жизни отец его будет меньше любить?! По-моему данное утверждение Фромма не соответствует истине.
Очень понравился вывод автора, что только любящий самого себя человек способен дарить это чувство другим. Причем Фромм разделяет чувство любви к себе и нарциссизма, постороенное скорее на боязни себя, своей сущности, чем на любви. Также человек не может любить кого-либо не любя жизнь. Данное высказывание подтверждалось не раз на примерах в жизни. К примеру некий малообразованный субъект, воспригнимающий жизнь как некую тягость, считающий, что жизнь говно и все вокруг уроды, разве он может кого-то искренне любить? Представляется с трудом.
На протяжении книги, Фромм критикует идеи Фрейда, иногда весьма докозательно. Но встречаются моменты совершенно нелогичные. Автор пишет:" В этом вопросе Фрейд был в корне не прав", без объяснений. Конечно, таких моментов мало, но всё же они есть. Это создает некие отрицательные эмоции, портящие общее впечатление. Такие же ощущения, даже более негативные, у меня вызывают вечные ссылки на библию, которыми изобилует книга, даже если учесть их уместность. Не понравилось также возвращение в конце книги к мыслям, излагающимся в начале, будто автор недожевал жвачку и решил это упущение исправить.
В конце книги автор объясняет некоторые аспекты «практической любви», то есть как к этому искусству подойти практически. Фромм не делает различия между любовью и любыми другими искусствми, в том смысле, что подход к ним одинаковый. Фромм дает веьма ценные и логичные рекомендации на этот счет.
В заключении хотелось бы отметить жизненность данных утверждений. Даже не читая эту книгу, можно придти к похожим выводам. Правда придется пропустить все моменты любви через себя, что далеко не всегда приятно если не сказать хуже.

// 3 января 2011, 16:49

Эрих Фромм — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик. Его называли ярким представителем одного из влиятельных направлений психологической науки неофрейдизма. Сам же Фромм не соглашался с таким определением, т к., по его словам: «эти школы дали ценные результаты, однако некоторые из них отодвинули на задний план многие из важнейших открытий Фрейда», и называл свою концепцию радикальным гуманизмом. Эта концепция основывается на теориях З. Фрейда и К. Маркса. Во многих своих работах Фромм приводит конструктивную критику теории Фрейда, и стремится перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на факторы среды, формирующие личность и тем самым как бы уравновесить эти два первостепенные начала.
В представленной книге исследователь рассуждает, в рамках вышеназванной концепции, о такой категории как, «человеческая душа», рассматривая, как собственно природу человека, так и внешние факторы, влияющие на его поведение. Здесь получили развитие идеи, затронутые автором в предыдущих книгах: «Бегство от свободы», «Человек для себя», «Иметь или быть», «Искусство любить». Задаваясь в начале исследования вопросами: «Человек волк или овца?», изначально доброе или злое существо, Фромм подробно рассматривает причины внутренних конфликтов человека, ведущих его к деструктивным действиям, либо к созиданию. Именно в созидании исследователь видит выход из сложившейся ситуации в обществе. Книга пытается ответить на вопросы: почему мы движемся к разрушению, угнетению других, уничтожению. Рассматриваются различные формы насилия, мотивы, рождающие в человеке стремление к нему. Но надо помнить о том, что кроме того, что человек является объектом властвующих над ним природных и общественных сил, он ещё и субъект, обладающий волей, способностью и свободой преобразовывать и изменять себя и мир, в известных пределах. Мало того, у человека есть природная потребность в созидании. Как сделать эту потребность основополагающей, увеличить творческий потенциал, развить способности человека продуктивно использовать свои силы? Этим вопросом также задаётся исследователь и даёт некоторые ответы на него. В конце своего исследования Фромм приходит к выводу, что у нас есть выбор, в каком направлении двигаться к добру или к злу, к жизни, или к смерти.
Очень советую прочесть это исследование, которое ведёт к пониманию поведения окружающих и осознанию самого себя. Эта книга скорее из разряда научно-популярных, чем сухих научных трудов. Написано доступно и, что важно, увлекательно, так как приводятся яркие примеры из истории и литературы.
Страницы газетные, твердая и цветная обложка дополнена золотым тиснением.

// 13 декабря 2010, 15:20

Книга о двух возможных способах жить.

Первый (иметь) значит убегать от свободы и прятаться за вещами, отними которые — и человек обращается в ничто. Личность определяет себя через свое имущество, в которое Фромм включает не только предметы как таковые, но и «общественную роль» человека, знания, которые он копит только чтобы нажить на них богатство в соответствии с рыночным спросом, и даже отвлеченные понятия, которыми он стремится обладать («она нашла любовь», как будто «любовь» это такая штука, которую можно положить в коробочку).

Второй способ — быть — значит не бояться правды о себе, не мерить жизнь деньгами, работать, не чураясь собственного труда («я делаю только то, что мне положено, получаю за это свои деньги и гори оно все синим пламенем»), а чувствуя в нем свою связь с миром.

Книга о преодолении одиночества, отчаяния, беспокойства или наоборот, крайнего равнодушия. Не то чтобы там есть инструкции, что и как делать. Но общий взгляд на проблемы современной жизни и их истоки сам по себе многое проясняет.

// 14 октября 2010

«Иметь или быть» — последняя книга, которую я прочитал у Фромма. В ней рассматривается вопрос «Казаться или быть?». Для начала определимся с терминами. Что такое «казаться». «Казаться» — это жизнь человека, когда он живет «напоказ», т. е. для него всего важнее общественное мнение, читай мнение толпы и ее одобрение. Эрих Фромм, он еще и один из родоначальников психоаналитики, говорил, что человек всегда выбирает между иметь или быть. Иметь при себе мнение других или быть собой? По Фромму «иметь», «казаться» — неправильная позиция, но наверняка каждый из нас может назвать таких людей даже среди своих знакомых, я могу, а вы? А «быть? «быть» — это человеческое бытие, которое наполнено смыслов, развитием (саморазвитием), сотрудничеством, это жизнь на себя и для себя. Таких людей я знаю единицы. и сам к этому стремлюсь свои короткие 36 с хвостиком лет. Не следует думать вам, что я поднял эту тему просто так, это не археология, что вы! Это наша с вами жизнь сейчас. Куда катится общество? Это же повсеместная «кажущемость», телеведение, гламур, вечеринки, пьянки — это все развлечения толпы, которая не хочет развиваться и уничтожает себя. Все ее поступки совершены для другой части толпы, это все как раз и есть «напоказ». Читайте Фромма, будьте, а не проживайте

// 28 сентября 2010, 19:14

Для того, чтобы хоть лучше понять работу Э. Фромма, следует учитывать время ее написания. Книга увидела свет в 1941 г., в разгар Второй мировой войны, в момент высшего подъема германского нацизма. Отсюда и интерес Фромма к проблеме, почему человек охотно предает свою судьбу в руки тирана, почему добровольно отказывается от сладости свободного существовавния. Пересказывать книгу — бесполезное занятие. Фромм обращается к трудам своего, можно сказать, учителя З. Фрейда, анализирует ход развития человека не только как мыслящего существа, но и как части общества, социума. Стараясь понять выверты человеческого сознания, Фромм отмечает, что развитие человечества есть вечное стремление к безопасности, сытости, но в то же время и к свободе, за которую люди шли на плаху, поднимали восстания, осуществляли революции, ибо без свободы нет счастья. Он сравнивает положение людей в средние века и роль реформации в деле освобождения человека от религиозного и политического гнета. И приходит к, казалось бы, парадоксальному выводу: обретая свободу, человек одновременно становился все более уязвимым и одиноким. И оказывался перед выбором — свобода без каких-либо гарантий выживания или обмен свободы личной на личную же защищенность. Именно обещая защиту маленькому человеку, обещая сытость в обмен на послушание, фашизм и нацизм обрели широкую народную поддержку. Он это доказывает на примере нацистской Германии. К этой категории режимов, кстати, он относил и сталинский режим в СССР, при всем том, что ставить на одну доску нацизм и коммунизм, мягко говоря, некорректно. Синдром страха человека перед лицом наступающей техники, одиночество в огромном мегаполисе не ушли в прошлое вместе с тоталитарными режимами. Они остаются и в демократических обществах, а отсюда постоянная угроза появления новых «спасителей», что и объясняет появление новых вождей и новых систем, в которых свобода остается благим пожеланием, хотя стремление к свободе, как считает Э. Фромм, было и остается одним из основных побуждений человека. Читать эту книгу довольно сложно, особенно первые главы, но и очень полезно, т.к. она помогает лучше понять современное состояние человеческого общества.

// 28 января 2010

Ценность этой книги заключается в том, что она говорит не только об отношениях мужчины и женщины (что, конечно же, первое приходит в голову при слове «любовь»), но она несёт в себе знания и об отношениях с разными дорогими для нас людьми: это, в какой-то мере, — школа жизни вкратце. Философ пишет общедоступным языком, поэтому книга читается на одном дыхании и оторваться от чтения порой бывает очень трудно. Э. Фромм создал творение, которое стоит того, чтобы приобрести его в свою библиотеку (ведь прочесть это «искусство» захочется не раз).

// 25 января 2010

Прекрасная книга, а данное издание еще и отличный подарочный вариант, так как очень красивое оформление, что приятно.

// 15 октября 2009, 17:22

Могу с уверенностью сказать, что как социолог Фромм — великолепен. Но вот в данном произведении… Я не в состоянии сказать, что его книга «Искусство любить» действительно об искусстве любви.
Единственное важное, что я открыла для себя в этом опусе то, что любовь это то, что мы делаем сами, а не то, что случается с нами.
Книга содержит множество легко опровергаемых утверждений. Кроме того, Фромм не потрудился объяснить, как он пришел к подобным заключениям. «Искусство любить» походить на учебник математики, который содержит теоремы без каких-либо доказательств. Другими словами, нет логичности и цельности его рассуждений.
Признаюсь, я несколько разочарована.

// 9 сентября 2009, 21:13

В этой книге Э. Фром приходит к выводу, что социальные условия влияют на идеологические явления через социальный характер, но этот характер не является результатом пассивного приспособления к социальным условиям. Это результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически, либо возникших в ходе истории.

Спасибо! Ваш отзыв будет опубликован после проверки.