Книга: Говардс-Энд (Howards End). Автор: Форстер Э.М.. Издательство: АСТ. 2014 год. ISBN: 978-5-17-078867-5
Эдвард Морган Форстер «Говардс-Энд» Об авторе. Эдвард Морган Форстер — классик английской литературы ХХ века. В его произведениях отразился и кризис эдвардианской эпохи, и трагедия представителей «потерянного поколения», вернувшегося после Первой мировой войны на родину, не готовую к переменам. Форстер никогда не пытался быть «современным». Возможно, именно поэтому его творческому наследию удалось не утратить актуальности, пережив смену нескольких эпох?.. О книге. «Говардс-Энд» — один из лучших романов Форстера. Книга, которая вошла в список «100 лучших романов» Новейшей библиотеки США и легла в основу сценария оскароносного фильма Джеймса Айвори с Энтони Хопкинсом, Эммой Томпсон и Хеленой Бонэм Картер в главных ролях. Одно из самых ярких произведений в жанре семейной саги, когда-либо выходивших из-под писательского пера. В усадьбе Говардс-Энд разыгрывается драма трех семейств — богатых буржуа Уилкоксов, интеллигентов Шлегелей и простых провинциальных обывателей Бастов. Драма, в которой есть место и ненависти, и вражде, и предательству, и непониманию, и подлинному чувству…
Проверить наличие
МагазинСтатусЦена
Издательство
АСТ
Серия издания
Англия. Классика. XX век
ISBN
978-5-17-078867-5, 5-17-078867-3
Год
Страниц
416
Переплет
твердый
Формат
84x108/32
Тираж
2000 экз.
Вес
0,405 кг.
Штрихкод
9785170788675

Серия «Англия. Классика. XX век»

Слишком поздно
Извилистые тропы
Затерянный остров
При блеске дня
Влюбленный Шекспир

Автор: Форстер Э.М.

Машина останавливается

Отзывы

// 25 августа 2014, 15:12

Говардс-Энд -- поместье в Англии поствикторианской эпохи. Имя дома вынесено в заглавие неслучайно -- дом становится центром происходящих событий, местом, откуда начинается повествование и в котором оно заканчивается. Особенность Говард-Эндса в том, что он переходит от владельца к владельцу не в соответствии с юридическими законами наследования. Он отходит не родственникам или кредиторам, а людям, с которыми владельцы ощущают некое духовное родство.
Одной из главных героинь романа -- Маргарет Шлегель -- Говардс-энд достается после смерти Рут Уилкокс, с которой они были связаны недолгой дружбой перед смертью последней. Самой же Рут поместье также достается не по наследству, но на это в романе есть лишь намёк. В старой доброй Англии довоенного времени (действие происходит накануне Первой мировой) сложно представить, что в финале романа поместье будет отписано незаконному ребёнку.
Поместье это принадлежало, по словам одной из героинь романа, скорее «Провинциалии, стране предместий». Сам дом тоже не типичен. Говардс-Энд перестроен из бывшей фермы, дух которой оказалось невозможно изгнать никакими перестройками. Но вокруг располагаются чудесный луг, Шершавый вяз, окутанный целым роем суеверий, есть загон для пони, хотя самого пони уже нет. Короче говоря, пространство дома -- это некое магическое место, Дом с большой буквы, в котором не ощущается быстротечности времени, нет места для финансовых и интеллектуальных шатаний начала века, не так чувствуется близость войны. Духом этого Дома три поколения подряд становится женщина. Ключевым словом для понимания внутреннего мира хозяйки становится соразмерность.
Но, конечно, роман не просто о доме, а о людях, о поколениях, об Англии накануне «календарного» ХХ века. Замечу сразу, что в романе всё очень чётко раскладывается по полочкам, как будто автор прописал в начале чёткую схему, а потом уже наращивал на неё мясо, но так до конца и не дорастил и схема местами весьма ощутимо проглядывает. Перед нами три семьи: Шлегелей, Уилкоксов и Бакстов. И между этими семьями возникают сложные отношения, которые позволяют вскрыть существующие в обществе конфликты между социальными слоями, полами, этническими группами, типами мироощущения.
Главные героини -- сестры Шлегель, занимающие уникальное срединное положение между всеми этими уровнями противостояния. Они наполовину англичанки, наполовину немки и как бы всегда немного чужие среди англичан и способны воспринимать их извне. Материальное положение и социальный статус их тоже промежуточный. Они -- интеллигенция, как сказали бы у нас. Они увлечены интеллектуальными идеями своего времени -- эмансипацией, социализмом и другими либеральными веяниями эпохи.
Маргарет, старшая, более спокойная и уравновешенная. Она как будто смирилась с участью старой девы и своим неумением заставить мир вертеться вокруг себя. Хелен -- яркая, романтичная, увлекающаяся натура. Порой ради воплощения в жизнь своих убеждений она может забыть о чувстве самосохранения, однако это не мешает ей оставаться целостной натурой. Несмотря на преобладание в семье Шлегелей женского начала, в ней есть ещё младший брат Тибби, который среди них наименее темпераментен, даже скорее холоден и склонен к одиночеству.
В семье Уилкоксов, наоборот, преобладает мужское начало. Отец, Генри Уилкокс, почтенный и уверенный в себе человек, знающий о том, как устроена практическая жизнь и умеющий выстроить вокруг себя прочный финансовый мир, однако абсолютно не знающий самого себя. Его жена Рут, тихая, спокойная, уравновешенная женщина, не всегда способная выразить словами свои чувства, не обладающая легкостью и быстротой мысли, однако глубокая натура. Непривычностью к самоанализу и неумением говорить о своих внутренних переживаниях старшие Уилкоксы отличаются от сестёр Шлегель.
Ещё более отличным от шлегелевского духа (имена в романе тоже выбраны неслучайно) с их любовью и пониманием музыки, ами и постоянным говорением обо всём, что они думают и чувствуют, так вот, ещё более далёким от этого духа европейской культуры, представляется мне Чарльз Уилкокс, человек действия, во многом сын своего отца. Чарльз вспыльчив, конкретен, благороден, однако в нем чувствуется уже какое-то неуловимое отличие от старшего Уилкокса. Он как будто помельче по всем параметрам, уже не настолько благополучен финансово, хотя своё диаметральное отличие от Шлегелей ощущает наиболее остро.
Третья семья, о которой идёт речь в книге -- чета Бакстов. Он -- клерк страховой компании, случайно познакомившийся со Шлегелями в театре. Он мечтает о более высокой в духовном плане жизни и мечтает стать писателем. В качестве образца он выбрал Рёскина, который цитируется не без иронии, и примеряет его стиль на себя. Получается весьма забавно. В результате ложно понятого благородства он женился на женщине с сомнительной репутацией. Джеки Бакст -- персонаж скорее трагифарсовый. Это существо, вовсе не способное выразить себя в слове и слабо способная к мыслительным процедурам, однако с какой-то ненасытимой внутренней пустотой, и от того Джеки неизбывно несчастна. Вообще в романе внешний конфликт, силы действия и денег против силы культуры, конфликт мужского и женского, постепенно перетекает в конфликт неосознанного, животного и осмысленного, культурного. Первый олицетворяют Уилкоксы, кроме Рут, воплощающую силу природы, а второй -- Шлегели. Баксты же -- оторванный от своей почвы пока неоформленный материал, стремящийся к лучшей жизни. Примирение и смягчение всех этих углов в финале кажется несколько искусственым: все три семьи дают начало какому-то новому целому. Фоном для этого символического примирения становится, конечно же, Говардс-Энд, близкий природному началу.
В общем, роман, с одной стороны, вписывающийся в традиции Ругон-Маккаров, Буденброков и Форсайтов, а с другой, по-чеховски насыщенный размышлениями и рассуждениями. Всем, кто любит английских классиков, да и классиков в целом, неторопливое повествование, -- рекомендую!

// 23 июня 2014

Семейная сага Эдварда Моргана Форстера описывает судьбы трёх различных семей из отличных друг от друга социальных слоёв. Роман получился достаточно тяжеловесный, в некоторых местах к сожалению скучноватый, но определённые сюжетные линии весьма интересны, некоторые герои очень близки и понятны. Следовательно впечатление книга произвела какое-то неопределённое. Однако прочесть советую. Особенно любителям классической британской прозы 19−20 веков.

// 9 апреля 2014, 13:47

.Немного скучновато и затянуто, но вполне читаемо. Тем, кто любит «тягучие"романы.В конце небольшое оживление и хорошее окончание романа.

Спасибо! Ваш отзыв будет опубликован после проверки.

Категория

Проза Англии 20 в.